Трудности и рекомендации освоения Тайцзи
Если вы внимательно изучали предыдущие статьи о традиции ушу, видах цигун, терминологии и философских принципах ушу, то понимаете – необходимы индивидуальные рекомендации освоения Тайцзи. Так чтобы глубина и скрытая суть древнего, актуального по сей день внутреннего стиля Тайцзи открылась в полной мере.
Думаю многое из того, что будет предложено в этой статье вы уже где то читали, знаете и, быть может, что то уже практикуете.
“Ушу – это древнее искусство”. За многие поколения его основания и развития уже всё придумано, отработано и доведено до своего совершенства. Надо просто использовать знания Мастеров, дошедшие до нашего времени в трактатах, переводах и даже в даосских притчах.
Причиной составления данной статьи послужили наблюдения из личного опыта проведения занятий в школе уданского ушу “Золотой Цветок”. Я вижу с чем сталкиваются ученики при освоении мягкого стиля Тайцзи, практики Цигун и развития навыков взаимодействия с энергией ци. На основе этого я, как преподаватель, оформил несколько советов по выявлению, освобождению от скрытых трудностей и продвижению по пути самосовершенствования через практику Тайцзи цюань.
Искусство Тайцзи основывается на базовых принципах: “слабое одерживает верх над сильным”, “игла, сокрытая в вате”, “медленное рождает быстрое”. Можно сказать это распространяется на всю Жизнь человека. Но чтобы постичь их, требуется немало времени.
Даже имея хорошего Учителя, знающих друзей, помощь окружения и пребывая искренним в своих устремлениях – без постоянных тренировок тела и непрерывного укрепления Духа успеха не достичь. А без непрерывного усилия совершенствования – сознание как бы впадает в спячку. В конце концов, ученику остается разве что рассуждать о возможном мастерстве.
Поэтому древний мудрец говорил: “Нет толку в том, чтобы думать попусту, лучше учиться”.
В наше время по всему Миру непрерывно растет число поклонников воинского искусства Ушу. Радует то, что среди них немало таких кто целиком отдают себя учению и не боятся трудностей. Однако, в практике Тайцзи цюань следует остерегаться двух опасностей:
- Бывает, что одаренные ученики быстро достигают известных успехов, после чего они останавливаются в своем развитии. Так называемый эффект собственной важности или звёздности. По этому поводу советую ещё раз внимательно почитать о силе мотивации в Тайцзи.
- Еще часто случается так – ученики хотят побыстрей добиться результатов. Но не усвоив даже основ изучаемого стиля, пытаются разучивать технически сложные движения, углубленные практики и гонятся за секретами техник медитации.
“Не научившись стоять пытаются бегать. Не освоив руки, пытаются работать с прикладными видами оружия – мечом, копьем, саблей”.
На деле же – если прежде не уяснить смысл всякого движения, то ученика будет преследовать соблазн изменить позу или движение. Внести, как ему кажется, что-то своё, более правильное. В действительности всё это получается от невежества и неумения. В старину часто говорили: “Учиться воинскому искусству легко, трудно постичь воинское искусство настолько, чтобы внести в него что-то новое”.
Потому – первым делом, осваивая искусство Тайцзи, следует руководствоваться традициями Ушу, книгами, рассуждениями и детальными переводами Мастеров Ушу прошлого – когда это искусство широко практиковалось, ценилось и очень почиталось.
Считается большой удачей встретить Учителя на Пути развития.
О значимости и роли Учителя для человека в освоении внутренних практик мы поговорим в отдельной статье.
А пока я приведу несколько советов, на которые следует обратить внимание при практике Тайцзи. Особенно это пригодиться в самом начале.
Начинающему изучать Тайцзи цюань, прежде всего, следует обратиться к основам стойки Тайцзи, о которых говорится ещё в древних текстах. Под наблюдением Учителя следует разучивать эти позы одну за другой, стараясь понять как нужно выполнять их правильно. С самого начала ученик должен обращать внимание на основные направления: внутреннее-внешнее, верх-низ.
- То, что называется “внутренним”, означает – “действовать сознанием и не применять физическую силу”.
- Понятие “низ” подразумевает “собирание энергии в Киноварном поле” (нижний Дань тянь).
- Понятие “верх” – это легкость или опустошенность, верхней части, “чтобы кровь и энергия, беспрепятственно проходили через верх”.
- “Внешним” зовется легкость всего тела, а также взаимодействие стопы, ноги и поясницы, опущенные плечи, согнутые в локтях руки (принципы стойки Тайцзи).
Следует многократно повторять одно и то же положение и движение с тем, чтобы приучить тело к правильному естественному выполнению. Только после того, как данное движение или поза досконально усвоены, можно переходить к разучиванию следующей позы.
Во время занятий все части тела и суставы должны быть расслаблены.
- Корпус следует держать прямо, чтобы энергия свободно растекалась по телу.
- Верхние и нижние конечности, а также бедра и поясницу не нужно поднимать слишком высоко, чтобы не было излишнего напряжения.
- Выполняя комплексы движений, нужно держать голову строго вертикально, не позволяя ей отклоняться вперед, назад, влево или вправо. Должно быть чувство, словно у вас на голове лежит какой-то предмет, который может упасть вниз, если хоть немного наклонить голову.
[ Для ознакомления с этим чувством и получения должного навыка, на занятиях Тайцзи мы используем небольшой кубик из дерева, помещая его как раз на голову. Однако при этом не должно быть скованности тела и неестественного положения головы. ] - Взгляд большей частью направлен прямо перед собой, веки слегка прикрыты. Но, следуя импульсу движения, взгляд следует с движением тела. Так “пустой” или рассредоточенный взгляд может фиксироваться на той или иной части тела и сопровождать его.
- Рот слегка прикрыт, не сжат. Дыхание идёт через нос, что наиболее естественно. По мере накопления слюны её следует глотать, ни в коем случае не выплёвывать!
С самого начала обучения следует обратить пристальное внимание на положение позвоночника и спину ученика.
- Спину нужно держать прямо без отклонений, с подворотом области таза вперёд, но при этом не совершать усилий. Это требование касается не только статических поз, но и движений вперед-назад, верх-низ, а также поворотов корпуса.
- Плечи следует держать опущенными, грудь не выпячивается вперёд и т.д. Если сразу упустить этот момент правильной постановки позвоночника, то исправить это в дальнейшем будет гораздо сложнее. Да и должного результата добиться трудно.
- Суставы верхних конечностей должны быть расслабленными, плечи опущены, руки согнуты в локтях, кисти рук слегка приподняты, пальцы чуть согнуты. “Движением рук управляет воля, тогда ци проявится в пальцах”.
- Ноги следует строго разделять на “пустую” и “наполненную”. Походка должна напоминать мягкие шаги кошки. Если вес тела переносится на правую ногу, то освобождается при этом левая нога. Которая, в свою очередь, готова принять на себя вес тела в следующий момент. Такой перенос тяжести тела с одной на другую ногу осуществляется плавно, медленно и непрерывно в течение всего выполнения комплекса. Поэтому “пустую” ногу нельзя назвать “пустой”, а “наполненную” – до конца “наполненной”.
Если говорить о том как выстроить ежедневные занятия Тайцзи цюань, то лучше всего это делать следующим образом:
- Сразу после пробуждения выполнить комплекс движений два раза подряд. Также дважды перед сном. И еще два-три раза в течение дня.
- Если вы выпили вина (иные алкогольные напитки), сразу после еды (или натощак) или находитесь в психологически неподходящем состоянии (рассеянность, гнев, страх) – следует воздержаться от выполнения Цигун и комплексов Тайцзи.
- Местом занятий служит как закрытое помещение – зал, квартира, так и любая открытая площадка при условии отсутствия грозы, сильного ветра, сквозняков и дурного запаха.
- Одежда ваша должна быть свободной, обувь удобной и лёгкой. Нельзя снимать одежду, если выступит пот и принимать холодный душ сразу после занятий. Рекомендуемое время 20-30 минут после занятий.
Рекомендации освоения Тайцзи
Для освоения Тайцзи цюань необходимо уловить суть техники и методику тренировок. Хотя каждый стиль Тайцзи имеет свои особенности, а их в Китае официально зарегистрировано 8 стилей, но основа их едина. Поэтому, когда говорится об овладении сущностью тренировок, имеется в виду усвоение правильных позиций (стойка) и основных принципов Тайцзи цюань в целом.
Основной принцип Тайцзи цюань “успокой сердце, применяй волю” красной нитью проходит через все этапы практики. Его смысл заключается в том, что первоначально следует сосредоточить мысли и непрерывно руководить движением. Мысль по отношению к движению тела первична – она формирует внутреннее намерение, траекторию, скорость и цель. Тогда все движения напоминают длинную и непрерывную линию нарисованную в мысли и внешне выражающуюся в движениях тела.
Всё с чем сталкивается ученик при изучении искусства Тайцзи – выполнение разнообразных гимнастических движений, тао, дыхательных и медитативных практик – всё призвано повысить чувствительность человека к процессам, проходящим внутри и снаружи тела. А дальше, как снежный ком – чтобы повысить чувствительность надо быть внимательным к ощущениям и переживаниям в ходе занятий. А с увеличением внимательности увеличивается и чувство целостности самого себя.
Так человек становится всё более восприимчивым и внимательным, что конечно сказывается и на общественной жизни. Выравниваются взаимоотношения в семье и на работе, происходит гармонизация с окружающей природной средой, как следствие улучшается здоровье физическое и психическое. С этим приходит энергетический и духовный рост.
Согласно традиционным даосским принципам «чуть двинешься и уже нет покоя», «двинулась одна часть тела, двинулось всё тело», «завершить движение на одном дыхании» – в движении следует сохранять волнообразность, слитность и гибкость. Все стойки связаны между собой от начала до конца. Выполняются на одном дыхании и составляют одно непрерывное целое – плавные как поток воды и свободны, как плывущие облака.
На занятиях я привожу пример знакомый из детства – образ «варежки на резинке», как символ взаимозависимости и неразрывности. Это относится и к движениям вообще и к суставам в самом человеке.
На начальном этапе практики внутреннего стиля Тайцзи, движения должны быть мягкими и плавными, ровными и естественными. Весь комплекс выполняется на одной скорости, без ускорений и замедлений. Стойки также не должны быть слишком высокими или слишком низкими. Всё тело должно быть наполнено (не напряжено!) изнутри, как наполненный воздухом шарик или мяч.
Внутренние и наружные части тела должны быть полностью расслаблены. Это один из ключевых моментов искусства Тайцзи цюань. Только расслабившись, можно использовать волю, применять силу и управлять энергией. Это правило, являясь предпосылкой первого, позволяет руководить расслаблением различных органов и частей тела. Его последовательное применение приводит к отказу от напряжённости внутри себя. Когда все внутренние и наружные части тела расслаблены так, что не остаётся таких мест, которые не были бы расслаблены.
Техника работы с физическим телом в практике Тайцзи требует, чтобы корпус был прямой, расправлен, спокоен и расслаблен – так как на нем всё держится. Корпус должен сохранять естественную наполненность, непринужденность, мягкость, но не расхлябанность или напряжение. Во время движения вперед, назад, влево, вправо, при любых движениях конечностей туловище от макушки до промежности всегда должно составлять одну вертикальную линию.
Движения различных частей тела должны быть не только точными, но и строго скоординированными – всегда составлять единое целое. Тело следует поддерживать согласно одному из основных постулатов Тайцзи – “низ тела должен быть тяжёлый, верх лёгкий”. Тогда все движения будут исходить из единого центра – область поясницы и живота. Область живота – нижний даньтянь – сравнивается с “генералом” в вопросе управления телом и координации энергией ци в боевом искусстве Ушу.
Одно из основных правил Тайцзи цюань – чёткая грань между пустым и полным, между Инь и Ян. Прежде всего, это относится к нижним конечностям. Например, если перенести вес тела на левую ногу, то она станет полной, а правая пустой. И наоборот – если вес тела перенести на правую ногу, она станет полной, а левая пустой. В практике Тайцзи следует воздерживаться от равномерного распределения веса на обе ноги.
Кроме того, разграничивая пустое и полное, надо концентрировать мысль на одной из верхних конечностей. Так возникает беспрепятственное течение энергии во всём теле.
Дыхание должно гармонично сочетаться с элементами движения. Перемещаясь или пребывая в покое мы вдыхаем/выдыхаем и делаем это по определенным законам.
Обычно, поднимаясь, вытягивая руку, толкая или ударяя ногой – мы производим выдох. А присаживаясь, сгибая руку, притягивая к себе, останавливаясь – делаем вдох. Сочетая дыхание с движением, основное внимание надо уделить тому, чтобы дыхание не скрывало силу. Для новичков важно научиться не задерживать дыхание и не прилагать много усилий чтобы им управлять. Вначале дыхание гармонично следует за движением, а мысль отслеживает и осуществляет их координацию.
В конце хочу обратить внимание, что естественная координация трёх составляющих – движение тела, дыхания и мысли – важнейшая особенность Тайцзи цюань. Все эти принципы должны регулироваться чистым, спокойным сознанием. Важно не путать сознание с повседневным умом и мышлением – в этом состоянии постичь принципы управления тонкими энергиями можно лишь поверхностно.
Поэтому моя основная рекомендация – с самого начала в практике Тайцзи необходимо добиваться гармоничного единства движений тела, дыхания и сосредоточенности ума. Более подробно об этом вы можете узнать в статье Основные практики школы ушу “Золотой Цветок”.
По всем вопросам проведения занятий обращаться по телефону:
+7(950)773-7435