Навигация по сайту

Требования стойки в Тайцзи и Цигун.

Стойка - самое главное и первое требование на занятиях Тайцзи цюань и Цигун в Воронеже.

стойка в Тайцзи стиль Удан

  Вообще, стойка, или осанка, должна обеспечивать свободное функционирование главных психических центров.

И не важно, занимаетесь вы один или в группе, в зале или на природе, в Воронеже или в Удане - эти требования к стойке прошли отсеивание через века и являются базисными для Тайцзи и УШУ в целом.

Можно сказать, что стойка в Тай Цзи Цюань должна идти "от Сердца".

- Это высший уровень стойки Тайцзи, в которой все служит Сердцу.

- Второй уровень — это уровень, обеспечивающий свободное протекание энергии Ци по каналам и сосудам. При этом избегают заломов и тупиков в осанке и движении. Это относится к искусству владения внутренней энергией организма — Цигун.

- И третий уровень — это формальное выполнение требований правильной осанки.

От выполнения формальных требований, что весьма полезно, мы постепенно приходим к чувствованию Ци и убираем все, что мешает его свободной циркуляции. Одновременно мы пытаемся чувствовать Сердце (это гораздо более тонкие ощущения) и постепенно из стойки, образа мыслей, действием убираем все, что идет против Сердца.

Это нас приближает к высокому искусству Дао!

Вот эти формальные требования к стойке.

Продиктовал Ян Чэнфу, записал Чэнь Вэймин.

1. Легкая живая энергия поднимает макушку. Это означает держать голову прямо, чтобы дух-шэнь пронизывал макушку. При этом не следует использовать силу: это закрепостит шею и будет задерживать поток ци и крови. Нужно сознательно представлять себе все это, иначе жизненная энергия (цзиншэнь) не сможет подниматься. Рот немного приоткрыт, язык подпирает верхнее небо, дыхание естественное, без зажимов, ровное и глубокое.

2. Успокоить грудь и выпрямить спину. «Успокоить грудь» означает не выпячивать ее но и не втягивать ее внутрь, чтобы ци могла свободно опускаться в даньтянь. Не допускайте скованности в груди; застой в груди создаст преграду, и ци будет задерживаться в этой области. Это приведет к тяжести вверху и слабости внизу; пятки будут «всплывать». «Выпрямить спину» означает, что ци растекается по спине. Если вы сможете успокоить грудь, то легко получится и выпрямить спину. Если сможете выпрямить спину, то сможете пустить силу через позвоночник. Тогда вы будете непобедимы.

3. Расслабить таз. Таз — господин всего тела. Если вам удастся расслабить таз, в обеих стопах будет сила, основание будет устойчивым. Изменения пустого и полного происходят от вращения в тазобедренных суставах, поэтому говорят, что в нем источник жизненной силы. Если где-то не удается достичь силы, причину нужно искать в тазу.

4. Различать пустое и полное. В искусстве Тай Цзи Цюань различение пустого и полного - важнейшая вещь. Если вес всего тела помещен на правую ногу, тогда правая нога полная, а левая — пустая. Если вес всего тела помещен на левую ногу, тогда левая нога полная, а правая — пустая. Если вы умеете различать пустое и полное, тогда вращательные движения тела будут легкими и подвижными, не будет потерянной силы. Если не умеете — шаги будут тяжелыми и инертными, позиция будет неустойчивой, и толчок противника легко выведет вас из равновесия.

5. Опускать плечи и свешивать локти. «Опускать плечи» означает, что плечи расслаблены, открыты и как бы «спадают» вниз. Если плечи не расслаблены и не спадают вниз, они будут подниматься, ци будет подниматься вместе с ними и во всем теле будет нехватка силы. «Свешивать локти» означает расслабить их и позволить им опуститься в самое нижнее состояние. Если локти подтянуты вверх, тогда не удастся опустить плечи и вы не сможете толкнуть оппонента далеко. Разве это не напоминает «короткую энергию» внешних стилей? Ладони: Все пять пальцев расслаблены (не нужно сжимать их, а держать слегка распущенными); необходимо, чтобы запястья были тоже свободны от напряжения.

6. Использовать мысль И, но не силу Ли. Об этом говорится в классическом тексте «Трактат о Тай Цзи Цюань»: «Использовать мысль-намерение (и), не использовать грубую силу (ли)».Во время практики Тай Цзи Цюань все тело отпущено (сун) и открыто. Избегайте использования даже малейшей грубой силы (чжо ли), которая приводит к задержке в сухожилиях, мышцах и кровеносных сосудах и связывает вас. Тогда сможете добиться легкости и проворности в изменениях и круговые вращения будут происходить свободно. Спрашивают: как, не используя силу, можно стать сильнее? В человеческом теле есть «меридианы», подобные водяным руслам Земли. Когда в водяных руслах нет заторов, вода течет свободно. Когда в меридианах нет заторов, ци проходит по ним. Если все тело скованно, меридианы наполняет жесткость, тогда ци и кровь застаиваются, вращательные движения не могут быть свободными. Если использовать не силу, но мысль-намерение (и), то куда достигнет мысль, туда последует и ци. Если ци и кровь текут в полноте, ежедневно пронизывая все тело и протекая через него, застоя никогда не будет. После длительной практики достигается подлинная «внутренняя сила». Это то, о чем говорит классический афоризм в «Трактате о Тай Цзи Цюань»: «Высшая тведость возникает из высшей мягкости». Руки тех, кто искусен в тай цзи цюане, подобны железу, обернутому ватой: очень тяжелые. Когда адепты внешних стилей используют силу, эта сила слишком видна. Когда не используют силу, они легки и плавучи. Их сила очевидна — она внешняя, поверхностная. Когда используют внешнюю силу, а не мысль, ее легко заметить и манипулировать — в ней нет особой ценности.

7. Взаимосвязь верха и низа. Это то, о чем говорится в классическом «Трактате о Тай Цзи Цюань»: «Коренится в стопах, движется по ногам, управляется бедрами и действует через пальцы. Стопы, ноги и бедра действуют единой ци. Когда пальцы, бедра и ноги движутся – взгляд и внимание также должны находиться в согласии с ними. Только в таком случае можно сказать, что верх и низ находятся в единстве. Если хотя бы одна часть не движется, вся форма будет в беспорядке.

8. Единство внутреннего и внешнего. Тай Цзи Цюань тренирует Дух, поэтому сказано: «Дух — господин, тело – подчиненный». Если дух (цзиншэнь) приподнят, тогда и движения легки и подвижны. В движении существует пустота и полнота, открывание и закрывание. «Открывание» - это не только действие рук и ног: внутреннее намерение открыться – вот, что действительно необходимо. «Закрывание» - это не просто физическое действие: осознанное переживание закрывания – вот, что важно. Когда внутреннее и внешнее действуют как единая ци, это и есть истинная целостность.

9. Связность без разрывов. Приверженцы «внешних» стилей используют внешнюю грубую силу (хоу тянь чжи чжо ли). Мы можем видеть ее начало, развитие и конец. Ранее накопленная сила истощается раньше, чем рождается новая – в этот момент их легко одолеть. Тай Цзи Цюань же использует мысль, а не силу. От начала до конца движения непрерывны, без остановок, полный круг приводит к началу, и так бесконечно. Вот почему о Тай Цзи Цюань говорят: «Словно великая река, течет плавно и без остановок», или «Движения подобны плавному вытягиванию нити из шелкового кокона». Все это говорит о действии единой ци.

10. Движение в покое. Во «внешних» стилях практикуются быстрые движения и паузы, прыжки и сильные выплески, что часто приводит к разрывам. Поэтому после тренировки наступает сильная усталость. В Тай Цзи Цюань же покой руководит движением. Любое движение должно содержать в себе покой. Поэтому, выполняя формы лучше двигаться медленнее, необходимо особенно следить за чистотой помыслов и не допускать рассеянное мышление, и тогда движения будут плавными и правильными. Когда движешься медленно, дыхание углубляется и удлиняется, ци погружается в дань-тянъ, а кровообращение улучшается. Ученикам следует всем сердцем проникнуть в принципы тайцзи-цюань с тем, чтобы постичь великую силу и смысл этого искусства.

Ци: Это энергия и волна. В этом диалектическом единстве имеется большой смысл. Плавные, волнообразные движения способствуют правильному распределению Ци и снятию заторов с его распространения (что увеличивает поток), и в то же время вибрация, исходящая из основания позвоночника, объединяет все виды движения в одно, и это мы называем Единым Духом — И-Ци. Глубокое незакрепощенное дыхание увеличивает потенциал. Не следует с силой давить Ци вниз, но стоит проявить сердечное внимание. Чтобы получить первое представление о Ци, стоит поупражняться в открывании и закрывании рук, как мы видим в форме Тай Цзи Цюань. Будем внимательны и почувствуем тонкое взаимодействие не прикасающихся друг с другом ладоней. Это почти неуловимое ощущение является ключом ко всей форме Тай Цзи Цюань. Не менее важно почувствовать в этом упражнении и тонкие вибрации Сердца.

 
 
 
Для удобства читателя и легкости запоминания ниже приводятся

стихотворные формулы основных правил Тай Цзи Цюань  
(В оригинале каждая строчка стихотворения состоит из двух частей по 7 иероглифов.

Т.е. в каждой строчке — 14 иероглифов. Всего — 10 строчек и, следовательно, 140 иероглифов.

Перевод сохраняет структуру оригинала и состоит из 140 слов, включая предлоги).  
 
Тайцзи Цюань — это кулачное искусство "Внутренней семьи". Вместо грубой силы в нем используется мысль.
 
Макушечное усилие пустого духа способствует внутреннему сосредоточению. Подбородок подбирается назад без малейшего лишнего усилия.
 
Грудь держится естественно, спина может слегка выступать; Но при этом не допускайте «сгорбленных» плеч.
 
Практикуя форму, опустите плечи и свесьте локти; Поднятые плечи, подвешенные локти - это не искусство.
 
Осадив поясницу, можно собрать силу всего тела; Поясница не осажена — нет подвижности и живости.
 
Обе ноги согнуты, пустое и полное различаются; В этом заключается важный принцип Тай Цзи Цюань.
 
Дыхание, опускаясь вниз, доходит до области даньтянь; Это происходи само собой, тянуть дыхание нельзя.
 
Верх и низ следуют друг за другом; Движения мягко неразрывно переходят одно в другое.
 
В движении ищем покой, в покое — движение; Во время тренировки духовная энергия сохраняется целостной.
 
Никогда не забывая, твердо помните эти правила; Терпеливо тренируйтесь, со временем польза станет очевидной.
 
Прочтите это, и постарайтесь усвоить данные высказывания Мастеров Тай Цзи.
 
Таковы основы стойки Тай Цзи, следуйте им и несомненно добьётесь успеха!

  золотой лотос

Больше мечтайте!

Мечты вдохновляют человека на новые достижения, именно они меняют направление жизни. Самосовершенствование - путь, начинающийся с первого шага. Мечтайте...

Наши новости
Занятия Тайцзи и Цигун продолжаются!

С 16 сентября всех желающих заниматься практикой Тайцзи и оздоровительным Цигун приглашаем в наш зал. Смотрите наше расписание на осенне-зимний период!

Группа в Vk

Важнейшая особенность практики Тайцзи Цюань - естественная гармония энергий Инь и Ян.
Расслабление, мягкость, спокойствие, утончённое внимание - так возникает триединство Тела, Дыхания и Ума.
Так объединяются Три Сферы. Так познаётся Дао.

Контакты
Хотите прийти на занятия Тайцзи и самому попробовать? Звоните +7(950) 773-7435.
Следите за новостями и подписывайтесь в нашу группу в Vk!
Как нас найти?