Навигация по сайту

Ушу и Тайцзи - трудности и проблемы в освоении.

вопросы и трудности в Ушу
Добрый День!
 
Если Вы внимательно изучали предыдущие статьи о школах и видах Ушу, Цигун, медитации, базовой терминологии Тай Цзи и философских принципах в Тай Цзи, которые затрагивают и одновременно приоткрывают глубинные основы и скрытую суть занятий древнего и, в тоже время, актуального по сей день искусства Тай Цзи цюань - то, возможно, многое из того, что будет предложено в этой статье Вы уже видели, уже знаете и, быть может, что то уже используете. Однако, как и говорилось ранее: "Ушу- это древнее искусство...", и за многие поколения его существования и развития всё уже придумано, отработано и доведено до Совершенства – надо просто пользоваться накопленными знаниями Учителей и Мастеров.
 
Причиной составления данной статьи послужили сами занятия в нашей группе Тай Цзи , то, что переживают и с чем сталкиваются ученики при освоении новых движений и получения навыков. Мои наблюдения и советы как преподавателя, по выявлению и освобождению от скрытых трудностей и наиболее эффективному продвижению по пути самосовершенствования через практику Тай Цзи цюань.
 
Искусство Тай Цзи цюань основывается на базовых принципах: "слабое одерживает верх над сильным", "игла, сокрытая в вате", которые распространяются, в сущности, на всю жизнь человека. Чтобы постичь их, требуется немало времени. Даже если иметь хорошего Учителя и знающих друзей (единомышленников) и быть искренним в своих устремлениях, без постоянных тренировок тела и непрерывного укрепления Духа успеха не достичь! А без непрерывного усилия совершенствования - сознание как бы впадает в спячку, и в конце концов ученику остается разве что рассуждать о мастерстве.
Поэтому древний мудрец говорил: "Нет толку в том, чтобы думать попусту, лучше учиться".
 
В наше время непрерывно растет число поклонников воинского искусства Ушу, и радостно, что среди них немало таких, кто целиком отдают себя учению и не боятся трудностей. Однако в занятиях Тай Цзи цюань следует остерегаться двух опасностей.
 -  Бывает, что одаренные ученики быстро достигают известных успехов, побеждая в схватках, после чего они останавливаются в своем развитии (так называемый «эффект собственной важности» или «звёздности»). По этому поводу, советую ещё раз внимательно почитать о силе мотивации в Тайцзи цюань.
 -   Еще часто случается так, что ученики хотят побыстрей добиться результатов и, не усвоив даже основ изучаемого стиля, пытаются разучивать технически сложные движения и работать с прикладными видами оружия - мечом, копьем, саблей.
На самом деле, если прежде не уяснить смысл всякого движения, то ученика будет преследовать соблазн изменить позу или движение, внести, как ему кажется, что-то свое. В действительности все это, получается, от невежества и неумения. В старину часто говорили: "Учиться воинскому искусству легко, трудно постичь воинское искусство настолько, чтобы внести в него что-то новое".
 
Потому - первым делом, осваивая искусство Тай Цзи цюань, следует руководствоваться книгами, рассуждениями и детальными переводами Мастеров Ушу прошлого (когда это искусство очень ценилось и почиталось) и под руководством квалифицированного Учителя.
 
Вот лишь некоторые советы, на которые следует обращать внимание занимающихся Тай Цзи.
 
*  Начинающему изучать Тай Цзи цюань следует, прежде всего, обратиться к основам стойки Ушу - тем, о которых говорится в древних трактатах. Под наблюдением Учителя следует разучивать эти позы одну за другой, стараясь понять, как нужно выполнять их правильно. С самого начала ученик должен обратить внимание на положения: внутреннее, внешнее, верх, низ. То, что называется "внутренним", означает не что иное как "действовать сознанием и не применять физическую силу". Понятие "низ" подразумевает "собирание энергии в Киноварном поле" (нижний Дань тянь), а понятие "верх" - подразумевает легкость, или опустошенность, верхней части, "чтобы кровь и энергия, беспрепятственно циркулируя, проходили через верх". "Внешним" зовется легкость всего тела, а также взаимодействие стопы, ноги и поясницы, опущенные плечи, согнутые в локтях руки (принципы стойки Тай Цзи).
Следует многократно повторять одно и то же положение или движение с тем, чтобы приучить тело к правильному его выполнению. Только после того, как данное движение или поза досконально усвоены, можно переходить к разучиванию следующей позы.
 
*  Во время занятий все части тела и суставы должны быть расслаблены. Корпус нужно держать прямо, чтобы энергия свободно растекалась по телу; верхние и нижние конечности, а также бедра и поясницу не нужно поднимать слишком высоко, чтобы не напрягаться. Выполняя комплексы движений, нужно держать голову строго вертикально, не позволяя ей отклоняться вперед или назад, влево или вправо. Должно быть такое чувство, словно у вас на голове лежит какой-то предмет, который может тотчас упасть вниз, если хоть немного наклонить голову. Для ознакомления с этим чувством и получения должного навыка у нас на занятиях Тай Цзи мы используем небольшой кубик из дерева, помещая его как раз на голову. Однако при этом не должно быть ощущения закрепощенности и скованности тела из-за неестественного положения головы. Взгляд большей частью направлен прямо перед собой, но иногда, следуя импульсу движения, перемещается вместе с перемещением тела. Так "пустой", или рассредоточенный, взгляд может фиксироваться на той или иной части тела и сопровождать его движение. Рот слегка прикрыт, дыхание идет через нос, что наиболее естественно. По мере накопления слюны под языком ее следует глотать, но ни в коем случае не выплевывать!
 
*  С самого начала обучения следует обратить пристальное внимание на положение позвоночника и спину ученика. Спину нужно держать прямо, но при этом не совершать усилий. Это требование касается не только статических поз, но и движений вперед и назад, а также поворотов корпуса. Плечи следует держать опущенными, грудь не выпячивается вперед и т.д. Если сразу упустить этот момент правильной постановки позвоночника, то исправить это в дальнейшем будет гораздо сложнее, да и должного результата добиться трудно. Суставы верхних конечностей должны быть расслабленными, плечи опущены, руки согнуты в локтях, кисть руки слегка приподнята, пальцы чуть согнуты, движением рук управляет воля, и тогда "ци проявится в пальцах". Ноги следует строго разделять на "пустую" и "наполненную", походка должна напоминать мягкие шаги кошки. Если вес тела переносится на правую ногу, то освобождается при этом левая нога, которая, в свою очередь, готова принять на себя вес тела в следующий момент. Такой перенос тяжести тела с одной на другую ногу осуществляется плавно, медленно и непрерывно в течение всего выполнения комплекса. Поэтому "пустую" ногу нельзя назвать "пустой", а "наполненную" - до конца "наполненной".
 
*  Заниматься Тай Цзи цюань лучше всего следующим образом:
сразу после пробуждения исполнить комплекс движений два раза подряд, а также дважды перед сном. И еще два-три раза в течение дня. Если вы выпили вина (иные алкогольные напитки) или сразу после еды (или натощак), следует воздержаться от выполнения комплекса. Местом занятий служит как закрытое помещение (зал, квартира), так и любая открытая площадка при условии отсутствия грозы, сильного ветра, сквозняков и дурного запаха. Одежда ваша должна быть свободной, обувь удобной и легкой. Нельзя снимать одежду, если выступит пот, и принимать холодный душ сразу после занятий.

______________________________________
 
Овладение основными законами движения.
 
Для освоения Тай Цзи цюань необходимо уловить суть тренировок. Хотя каждый стиль Тай Цзи и имеет свои особенности, но основа их едина. Поэтому когда говорится об овладении сущностью тренировок, имеется в виду усвоение правильных поз (стойка), а также законов движения Тай Цзи цюань в целом.
 
Успокой сердце, применяй волю
Основной принцип Тай Цзи цюань - "успокой сердце, применяй волю" - красной нитью проводится через все этапы занятия. Его смысл заключается в том, что первоначально следует сосредоточить мысли и непрерывно руководить движением. Все движения напоминают длинную и непрерывную линию нарисованную в мысли и выражающуюся в движениях тела.
 
Развивай чувствительность, проявляй внимательность
Всё с чем сталкивается ученик на первых шагах в изучении искусства Тай Цзи - выполнение разнообразных гимнастических движений, тао, дыхательных практик – всё это призвано повысить чувствительность человека к процессам, проходящим внутри своего тела и снаружи (выявление закономерностей окружающего пространства). А дальше, как снежный ком – чтобы повысить чувствительность надо быть внимательным к ощущениям и переживаниям в ходе занятий, а с увеличением внимательности увеличивается и чувство самого себя (целостность). Так человек становится всё более чувственным и всё более внимательным, что конечно сказывается и на общественной жизни (и взаимоотношения в семье, на работе; и гармонизация с окружающей природной средой; и как следствие здоровье физическое и психическое; происходит духовный рост).
 
Слитность и гибкость
Согласно древним правилам - «чуть двинешься, и уже нет покоя», «двинулась одна часть тела, двинулось всё тело», «завершить движение на одном дыхании», в движении следует сохранять волнообразность, слитность и гибкость. Все позы связаны между собой от начала до конца, выполняются на одном дыхании и составляют одно непрерывное целое, как поток воды, и свободны, как плывущие облака.
На занятиях я привожу пример знакомый из детства - образ «варежки на резинке», как символ взаимосвязанности и неразрывности (это относится и к движениям вообще, и к суставам каждого человека).
 
Мягкость и ровность
На начальном этапе занятий, движения должны быть мягкими и плавными, ровными и естественными, весь комплекс выполняется на одной скорости, без ускорений и замедлений. Стойки также не должны быть слишком высокими или слишком низкими. Всё тело должно быть наполнено (не напряжено!) изнутри, как наполненный воздухом шарик или мяч.
 
Внутреннее и внешнее расслабление
Внутренние и наружные части тела должны быть полностью расслаблены. Это один из ключевых моментов искусства Тай Цзи цюань. Только расслабившись, можно использовать волю и применять силу. Это правило, являясь предпосылкой первого, позволяет руководить расслаблением различных органов и частей тела. Его последовательное применение приводит к отказу от насилия над собой, когда все внутренние и наружные части тела расслаблены, и нет таких мест, которые не были бы расслаблены.
 

Правильная техника работы с телом
Техника работы с телом в Тай Цзи требует, чтобы корпус был прям, ровен и спокоен, так как на нем все держится. Корпус должен быть прямым, непринужденным, строгим, спокойным, мягким, но не расхлябанным или перенапряжённым. Во время движения вперед, назад, влево, вправо, при любых движениях конечностей туловище от макушки до промежности всегда должно составлять одну вертикальную линию.
 
Согласованность движений
Движения различных органов тела должны быть не только точными, но и строго скоординированными, волнообразными и всегда составлять единое целое. Согласно одному из основных постулатов Тай Цзи - "низ тела должен быть тяжёлый, верх лёгкий". Тогда все движения будут исходить из единого центра – область поясницы и живота.
 
Разграничение пустого и полного
Одно из основных правил Тай Цзи цюань - четкая грань между пустым и полным. Прежде всего, это относится к нижним конечностям. Например, если перенести вес тела на левую ногу, то она станет полной, а правая пустой; если же вес тела перенести на правую ногу, тогда она будет полной, а левая пустой. Следует воздерживаться от равномерного распределения веса на обе ноги. Кроме того, разграничивая пустое и полное, надо концентрировать мысль на одной из верхних конечностей.
 
Координация дыхания и движения
Естественная координация движения, мысли и дыхания - также важнейшая особенность Тай Цзи цюань. Дыхание должно гармонично сочетаться с элементами движения. Перемещаясь, мы вдыхаем и выдыхаем и делаем это по определенным законам. Обычно, поднимаясь, вытягивая руку, толкая или ударяя ногой, мы производим выдох, а присаживаясь, сгибая руку, останавливаемся - делаем вдох. Сочетая дыхание с движением, основное внимание уделить тому, чтобы дыхание не скрывало силу, не задерживать дыхание, не прилагать для этого усилий. Хотя дыхание и регулируется сознанием, все же необходимо добиться гармоничного единства дыхания и движения (смотрите методику работы с дыханием в Тай Цзи).
золотой лотос
Больше мечтайте!

Мечты вдохновляют человека на новые достижения, именно они меняют направление жизни. Самосовершенствование - путь, начинающийся с первого шага. Мечтайте...

Наши новости
Занятия Тайцзи и Цигун продолжаются!

С 16 сентября всех желающих заниматься практикой Тайцзи и оздоровительным Цигун приглашаем в наш зал. Смотрите наше расписание на осенне-зимний период!

Группа в Vk

Важнейшая особенность практики Тайцзи Цюань - естественная гармония энергий Инь и Ян.
Расслабление, мягкость, спокойствие, утончённое внимание - так возникает триединство Тела, Дыхания и Ума.
Так объединяются Три Сферы. Так познаётся Дао.

Контакты
Хотите прийти на занятия Тайцзи и самому попробовать? Звоните +7(950) 773-7435.
Следите за новостями и подписывайтесь в нашу группу в Vk!
Как нас найти?