Даосский цигун — практика управления энергией

В школе уданского ушу «Золотой Цветок» в Воронеже изучается даосский цигун управления энергией и другие классические даосские методы управления внутренней энергией человека. Известна эта практика под именем Цигун (кит. 氣功).
Существует несколько причин столь быстрого распространения этой практики. Возможно, наиболее важная из них — оздоровительный аспект практики цигун, который помогает успокоить сознание, дать отдых телу и наполнить человека жизненной энергией.
Ведь всё это жизненно важно в современном мире, полном стрессов!
Более подробно о том, что нам может дать практика Цигун, об оздоровительном аспекте, видах и важных моментах практики цигун я попробую осветить в этой статье.
понятие и виды цигун
Цигун — это практика, помогающая генерировать мощный поток внутренней энергии «ци» в человеческом теле и «гун» — работа и управление данной энергией.
В самом понятии Цигун прослеживается глубокий смысл — практика сводится к тренировке энергии «ци» и тренировке «и» — воли, ума.
Иероглиф «ци» в сочетании «ци гун» означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигун значит упражнять «ци» и упражнять «и». Т.е. с помощью И вызвать циркуляцию Ци, что способствует насыщению энергии ци соответствующих внутренних органов. Посредством таких процессов укрепляется изначальное «ци» (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней и долгожительства.
В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигун: статический, динамический, мягкий, жёсткий, лёгкий, тяжёлый, наилегчайший и др. При этом достигается очищение энергетических каналов, регулирование «ци» и крови, вырабатывается равновесия Инь Ян, наблюдается улучшение функций организма.
За последние четыре тысячи лет было создано множество боевых и не боевых стилей Ушу. Наиболее известные боевые стили ушу являются — Тайцзи Цюань, Багуа Чжан, Синъ И, Люхэба-фа. Это так называемые «внутренние» стили (кит. нэйгун или нэйцзя). В отличие от «внешних» стилей боевого ушу Саньда, они делают упор на работу с энергией «ци».
Наиболее известными небоевыми стилями, предполагающими активизацию циркуляции ци в целях оздоровления, являются — уципъси («Забавы Пяти Животных), Бадуанъцзинь («Восемь Кусков Парчи»), приписываемая Да Мо (Бодхидхарме) система Ицзинь цзин («Изменение Мышц и Сухожилий») и Сисуй-цзин (о промывании костного и головного мозга), Шиэрчжуап («Двенадцать Поз»).
Даосский цигун управления энергией в школе "Золотой Цветок" направлен на:
- всестороннее развитие человека — тело, энергия, Сознание
- рост и достижение более высокой ступени духовного развития
- повышение умственной и физической стабильности
- замедление хода биологических часов, поворот их вспять по пути молодости, долголетия
- укрепление и поддержание физического здоровья
- накопление жизненной энергии, улучшение её проходимости в основных энергоканалах
- выявление и устранение первопричин страхов, возможных болезней
- восстановление и выравнивание целостности энергетического контура, биополя человека
- развитие скрытых способностей человека
- гармонизация с самим собой, людьми, окружающей средой, нефизическими объектами
- увеличение сенситивности (чувствительности) «шести корней» посредством очищения слуха, зрения, обоняния, вкуса, тактильного чувствования и корня сознания

Отдельно следует выделить применение навыков цигун в рукопашном бою:
- использования биоэнергетического потенциала в действиях по отношению к противнику
- увеличение поражающих качеств ударов и захватов
- проявление сенситивности по отношению к действиям противника
- противостояние болевым ощущениям во время поединка
- ускоренный прогресс по освоению новой технической базы
- особые способы рукопашного боя не наносящие вред своему организму в процессе тренировок.
Основные виды Цигун
В боевых искусствах Китая отношение к Цигун особое. Свою лепту в его развитие внёс известный всем Да Мо, пришедший в Китай из Индии с целью проповедовать буддийское учение в эпоху правления ляньского императора У-Ди (502 — 557г.г.). Не найдя понимания при дворе, волею случая он оказался в монастыре Шаолинь. После десяти лет затворничества он написал два трактата «Ицзинь-цзин» (об изменении мышц и сухожилий) и «Сисуй-цзин» (о промывании костного и головного мозга).
Первый трактат был посвящён улучшению здоровья с помощью энергии ци и укреплению тела человека. Второй — по использованию ци для достижения просветлённости (состоянию Будды). В тот период цигун ещё не использовался в боевой практике, но косвенно влиял на силу воина. Китайцы утверждают, что источником их боевой силы является цигун. Без него их боевое искусство ни чем не отличалось бы от западного.
В школе уданского ушу «Золотой Цветок» боевое искусство Тайцзи Цюань использует разные виды цигун, секрет которых состоит в накоплении внутренней энергии ци. Это помогает лучше чувствовать себя, управлять своим умом, приобретать самодисциплину и духовно развиваться.
Многие источники указывают на несколько областей применения цигун:
- акупунктура
- цигун-массаж
- траволечение в разделе оздоровительного цигун
- боевой цигун
- религиозный (духовный) цигун
Четыре тысячи лет китайские врачи использовали в своей практике травы, применяли акупунктуру и акупрессуру. Разрабатывали новые методы воздействия энергии ци на организм человека при сидячей медитации и во время движения.
Концепция Инь Ян лежит в основе китайской философии Тайцзи и практика цигун не является исключением в китайской медицине Китайцы считают, что в основе все образующего начала лежат противоположные и уравновешивающие друг друга силы — Инь Ян. Нарушение гармонии между ними и приводит к различным нарушениям как в природе, так и в человеке, вызывая различные недуги и заболевания. Восстановление равновесия приводит к выздоровлению и основным звеном в этой цепи является цигун. Что бы научиться регулировать взаимодействие Инь Ян нужно научиться регулировать потоки ци в своём теле.
Один из методов контроля ци заключен в так называемых «статический» (столбовой цигун) и «динамический» цигун. Одни врачи считали, что достаточно медитации, сидя в неподвижном состоянии, чтобы регулировать тело, разум и дыхание. Другие утверждали, что необходимо двигаться. Только в движении циркуляция ци активна, а значит результативна и приводит к быстрому выздоровлению. Разработанные древними врачами комплексы дошли и до наших дней. Мы наблюдаем яркое проявление динамического цигун в практике таких великих школ, как Тайцзи Цюань и Багуа Чжан.
Для примера зарождения боевого цигун можно привести историю монастыря Шаолинь. Используя наследие Да Мо, монахи монастыря обнаружили улучшение не только здоровья, но и рост боевой силы. Мастера боевых искусств применяя цигун были поражены изменениями.
Очевидно, первое применение цигун в практике боевых искусств связано с увеличением силы и эффективной работы мышц и сухожилий. Концентрируя внимание на работе мышц, боец достигал их высокой отдачи. Изучая анатомию применения акупунктуры, мастера боевых искусств определяли области и точки атаки на теле противника. А получив повреждения в бою, эти же точки использовали для излечения ран и травм. По теории: нарушение циркуляции ци в теле противника приводило к энергетическому дисбалансу, который ослаблял организм и мог привести к смерти.
Почти все техники боевого цигун улучшают здоровье. Но при неправильном их использовании могут и навредить. Цигун можно также использовать, чтобы научиться выдерживать различной степени удары и перегрузки. Известно применение такого цигун и в монастыре Шаолинь. Часто он носит название «железной рубашки» (те ба шань).
С основами боевого цигун школы уданского ушу вы можете познакомиться на наших занятиях.
Не смотря на малую популярность духовного (религиозного) цигун корни этого древнего искусства проникли и в современные системы.
Даосское и буддийское учение наряду с другими техниками и науками традиционно преподавалось в монастырях Китая. И несмотря на то, что эти направления имеют разные подходы и методы в практике цигун, но оба считают, что с помощью цигун можно достичь «состояния буддовости».
Достижение просветления (буддовости) — основная цель занятий религиозным цигун.
Многие его методы держатся в секрете и недоступны простым людям. Особенно даосские техники. На протяжении двух тысячелетий буддисты Тибета и Китая вместе с даосами следовали этому пути, основывая религиозные течения, учения и школы. И именно они открыли миру тайны трактатов Да Мо, Чжань Сан Фена, Лу Куань Юй и других Мастеров .
Практика цигун
Утверждения о сложности освоения любого из разделов цигун не лишены основания. Практическое освоение цигун — длительный процесс. Хороший наставник, учитель цигун — вот путь к успеху.
Не смотря на сложность теории цигун в целом, практика его проста и применима для многих стилей. Все направления цигун имеют один древний корень. Рассмотреть на страницах сайта все методы сложно, но мы постараемся на примере нескольких показать базовые основы практики цигун, изучаемые в нашей школе ушу.
Стопы ног примерно на ширине плеч, ноги слегка согнуты в коленях, плечи расслаблены, руки свободно опущены. Вся поза свободная и расслабленная. Кончик языка примыкает к небу. Все тело расслабляется сверху донизу, ци погружается в нижний дань-тянь и там накапливается. Ци проходит через точку «хуэй-инь» и далее вверх по каналу «ду-май» до точки «да-чжуй», через плечи вдоль рук до точек «лао-гун» на кистях.
Зафиксировав вертикальное положение позвоночного столба с помощью принципа подвешивания головы, следует избегать напряжений в нём. Так чтобы он превратился в «жемчужину с девятью изгибами», то есть расслабленно «провисал» благодаря раскрытию всех позвонков.В области пояснице убирается прогиб путём подкручиванию всего таза вперёд.
Необходимо втянуть внутрь часть груди, расположенной между сосками и точкой «тянь-чжун». Одновременно с втягиванием груди руки подбираются вовнутрь, чтобы избежать давления на внутренние органы.
Плечи необходимо расслабить таким образом, чтобы подмышками ощущалась пустота. Для этого плечи немного разводят в стороны, а затем подают вперёд. Так чтобы в область подмышки входил ваш кулак.
Свешивание локтей — во время движений необходимо держать кончики локтей вниз.
Расслабление запястий — при правильном расслаблении запястий кончики пальцев свисают по направлению друг к другу.
Расслабление пальцев — пальцы расслабляют, немного сгибая, как-бы охватывая шар «ци».
Используя в качестве опоры тазобедренные суставы, расслабляют поясничный и крестцовый отделы позвоночника. Расслабляя поясницу, немного подать таз назад и вниз.
Верхушки коленей не выходят за линию предела пальцев ног. Следует полностью расслабить тело. Для этого достаточно согнуть ноги в коленях, немного стянуть вовнутрь и пропустить через них ци. Важно следить чтобы колени сохраняли подвижность даже если вы стоите на месте.
Подошвы ног плотно прилегают к земле, пальцы расслаблены. Пропустив ци в точках бьющие родники «юнь цюань», установить контакт с землей. Это похоже на ощущение вырастание корней у дерева.
Дыхание и цигун

Вопрос взаимоотношения дыхания в Цигун следует рассмотреть отдельно и более подробно.
Регулирование ци — это регулирование дыхания. Регулировать дыхание значит упорядочить вдох и выдох. Дыхание и цигун неотделимы во время практики!
Как уже указывалось ранее — работа с дыханием в цигун включает три этапа освоения: прямое дыхание, «обратное» дыхание и так называемое «зародышевое» дыхание.
Если использовать короткое нижнее дыхание, то ци накапливается быстро. А если хотите накапливать ци медленно, то используйте тонкое медленное дыхание. Применяя прямое и обратное дыхание осваивают практику «железная рубашка». Жёсткий и мягкий цигун требуют своего особого метода дыхания и особых знаний.
Особенно отмечается, что в начале своих практик Цигун — дыхание следует осваивать не спеша, добиваясь естественности, под контролем знающего человека и поэтапно:
- сначала дыхание животом (ся дантянь) — прямой и обратный тип
- потом тренируется полное дыхание
- дыхание 4х частей — вдох-задержка-выдох-задержка
- ритмичное дыхание — пример 4-2-4
- дыхание энергетическими центрами (точками)
- так называемое костное дыхание
- тончайшее «зародышевое» дыхание.
По всем вопросам проведения занятий обращаться по телефону:
+7(950)773-7435