Базовые техники Ушу на одном занятии
Многие люди кто ещё не знаком с такими практиками как: тайцзи, цигун, ушу, стояние столбом и терминами даньтянь, инь-ян, цзинь, ци хай – трудно представить чем это отличается от фитнеса или даже йоги. Есть люди кто уже слышал и может занимались Тайцзи Чень или Ян, практикуют различные виды Цигун и ещё чем то подобным…
Но мало кто знает чем в принципе это отличается от даосского (уданского) направления Тайцзи и Цигун.
В данной статье хочу развеять сомнения, рассказать о направлении практик и показать, как проходит занятие в школе уданского ушу “Золотой Цветок” в Воронеже.
Ведь среди многочисленных школ Ушу и Тайцзи необходимо не столько ориентироваться в красивом названии школы и удобным месторасположением залов для занятий – сколько в тех знаниях и методах которые там преподаются.
Традиция школы "Золотой Цветок"
Первым, на мой взгляд основным отличием является то, что Школа принадлежит к так называемой “традиционной ветке” изучения и передачи даосских техник, Тайцзи, Цигун, Боевого искусства и других дисциплин. Проще говоря, традиционное Ушу – это то, как учили и передавали Знание в монастырях на протяжении многих столетий. В этом отличие и от современного спортивного Ушу, как компромисса спорта, фитнеса и современных техник оздоровления.
Как писалось ранее, школа уданского ушу “Золотой Цветок” получила своё начало в даосском храмовом комплексе «Пурпурные Облака» на горе Удан, провинция Хубей, Китай. Сохраняя прямую линию передачи мы поддерживаем традиции и полученные практики с учётом проживания в современном обществе.
Сам монастырь – это даосский аналог широко известного монастыря Шаолинь. При этом следует учитывать, что традиция изучения даосских техник совершенствования и боевых искусств насчитывает в этом месте много столетий. Внутри храмового комплекса существуют как открытые школы ушу, так и “закрытые” даосские школы. Простой человек не просто ничего об этом не знает, но и не может попасть туда для обучения. А потому даже в этом центре о направлении учения “Золотого Цветка” знают лишь немногие единицы.
Основные термины и их значение
Прежде чем говорить о том, как проходят занятия в нашей школе уданского ушу, чем отличаются даосские практики от схожих практик управления энергией человека, я считаю – надо разобраться в сути представлений Мастеров-Даосов о мироустройстве и прийти к пониманию основных терминов. Итак, вот лишь некоторые из основополагающих:
Согласно даосским представлениям, есть два состояния мира – «прежденебесное» (изначальное) и «посленебесное» (проявленное). То, что мы обычно считаем Жизнью – это развертывание «посленебесного» мира – движение к распаду и смерти, как полагают даосы. Секрет истинной жизни и обретения личного бессмертия для даосов кроется в трансформации «посленебесного» состояния практикующего в «прежденебесное». Само обретение бессмертия – задача, которую ставит перед собой практик-даос – это задача максимум. Для нас это конечно непостижимо, однако на доступном нашему пониманию это можно выразить – как противостояние смерти в этой Жизни, в этом теле.
Даоцзя нэйгун (кит. 道家内功) – дословно «даосская внутренняя работа» – это категория практик цигун, которая известна как «даосская йога», «даосские практики» и пр. Даоцзя нэйгун позволяет совершенствовать «три сокровища» – три важнейших составляющих жизни: Цзин, Ци и Шэнь – посредством развития и налаживания связи между тремя энергетическими центрами даньтянями.
Цзин (кит. 精), Ци (кит. 氣) и Шэнь (кит. 神) – это если можно так выразиться модификации единой субстанции ци, но разной степени плотности.
- Цзин – наиболее грубую из них, можно сопоставить с детородной силой и гормональной системой организма. Место средоточия является нижний даньтянь.
- Ци – представляет собой более тонкую форму. Её соотносят с нервной и кровеносной системами, с системой аккупунктурных меридианов, воздухом и пищей, которые человек потребляет. Место средоточия ци – средний даньтянь.
- Шэнь – наиболее утонченной формой субстанции является . В этой модификации ци выходит за пределы «материальности» в нашем понимании: под шэнь китайцы подразумевают нечто, сопоставимое с нашими понятиями «дух» и «сознание». Место средоточия шэнь – верхний даньтянь.
Цигун (кит. 氣功) — практика развития и уравновешивания внутренней энергии Ци. В своей основе лежит сочетание положения тела, движений, дыхания, медитации — используемая в целях укрепления здоровья, духовности и тренировки боевых искусств.
Даньтянь (кит. 丹田) буквально переводится как «поле киновари». Киноварь – это в свою очередь образное обозначение внутренней энергии, работа с которой вела к формированию практикующим «бессмертного зародыша».
Более подробный перечень необходимых терминов для практики даосского тайцзи и цигун Вы можете увидеть в разделе “Словарь Терминов“.
Виды базовой техники ушу
Занятия в нашей школе уданского ушу направлены прежде всего на оздоровление человека, а уж затем раскрытие его внутренних способностей. Если коротко, то можно выделить следующие виды базовой техники:
- гимнастика, дыхательные, координационные и силовые упражнения
- цигун – буквально работа с энергией ци (виды – столбовой, оздоровительный и др.)
- медитация – выработка спокойствия, внутренней чувствительности и тишины
- короткие формы – Соединение Трёх жемчужин, Шесть основных стоик Тайцзи, шаги зверей (медведя, барса, богомола, змеи, дракона и т.д.)
- базовые стойки – дерево, столб, тайцзи, мабу, сюйбу, феникс, дракон, богомол, змея.
- базовые шаги – золотого цветка, лабиринта, неба, земли, тайцзи, багуа, синь и
- цинь на – искусство освобождения от захватов и заломов
- туй шоу – толкающие руки (вид учебной работы на месте или в движении, выполняемой в паре)
- да люй – великое перемещение: вид учебного спарринга на медленной скорости в едином ритме
- комплексы форм ушу – 24 форма уданского Тайцзи Цюань, 108 форма Тайцзи, Игры Драконов, Пять Животных;
- гунн бин ци – работа с оружием (приёмы, как с оружием, так и против него).
как проходят наши занятия
Выстраивая каждое занятие я учитываю количество и настроение людей, их подготовленность и даже ограниченность по времени 1,5-2 часа. Поэтому, несмотря на регулярность занятий и многообразие изучаемых техник всегда присутствует индивидуальный подход. Естественно, с новичками мы изучаем самые основы техники Тайцзи и Цигун, с более опытными проходим более сложные практики и отрабатываем формы ушу.
В любом случае, в целях повышения усвояемости изучаемых даосских практик и упражнений занятия гармонично сочетают в себе выполнение силовых упражнений, изучение базовых стоик Тайцзи, дыхательных практик-методов, основ медитации и визуализации, отрабатывание навыков Туйшоу и прикладного боевого аспекта.
При этом, на каждом занятии затрагиваются различные сферы теории, направленные на всестороннее внутреннее развитие человека. Разбираем вопросы, возникающие при выполнении и освоении уникальной техники даосского Тайцзи и Цигун.
Перед занятиями я рекомендую ознакомиться с нашими Статьями и напоминаю для занимающихся Правила поведения ученика в зале.
Программа занятий состоит из нескольких блоков
! регулируется по уровню подготовки группы !
- Активная разминка и растяжка (10-15 мин) – занятие начинается с легкого бега, чтобы разогреть мышцы и тело к предстоящим занятиям (для тех, кому бегать тяжело или есть ограничения по здоровью, разминка в своём ритме). Также выполняется комплексная сухожильная растяжка для мышц ног, рук, спины и разогрева суставов.
Китайская пословица гласит: “у кого длиннее сухожилия, тот дольше живет”. Начинать растяжку можно и нужно в любом возрасте. Главное – регулируйте нагрузку в зависимости от своего состояния. При возникновении вопросов обратитесь к инструктору.
- Затем выполняем “Тихое сидение” – небольшая медитация для внутреннего спокойствия и развития чувствительности к течению энергии “ци”.
- Стойка “Дерево” (5-10 мин) – основа внутренних практик “стояние столбом” но как облегченный вариант стойки, направленной на накоплении жизненной энергии Ци. Тут же разбор и коррекция положения тела, подготовка для углубленной практики.
- Оздоровительный Цигун (30 мин) – для повышения уровня энергии ци в теле человека, по очищению и набору энергии ци, а также короткие комплексы по текущей программе: “Соединение трёх жемчужин”, “Игры пяти животных” и другие упражнения с подробным разбором выполнения каждого движения комплекса.
Здесь же соединение движения с дыханием и сознанием, показ и объяснение нового материала, его повторение в группе.
- Тайцзи (30 мин) – комплексы форм по текущей программе: изучение комплекса 24 формы (адаптированный стиль Удан), изучение комплекса 108 формы, изучение комплекса “Игры Драконов” – с подробным разбором выполнения каждого движения комплекса и прикладной “боевой” расшифровки. Выявление и объяснение основных ошибок, отработка выполнения упражнений на разной скорости.
- Завершающий комплекс (10 мин) – практика Туйшоу, овладение боевой техники уданского Тайцзи цюань, упражнения для сохранения энергии ци в теле и укрепления внутренних органов. Ответы на вопросы.
Таким образом, практикуя разные даосские техники, уданский стиль Тайцзи и оздоровительный Цигун, человек:
- укрепляет своё физическое тело, тренирует дыхание и вырабатывает ясность ума
- наполняет своё энергетическое тело жизненной природной энергией
- выявляет и совершенствует свои скрытые способности
- побеждает свои страхи, сомнения, гнев и разрушающие привычки
- значительно повышает умственную и физическую стабильность
- вырабатывает чёткие внутренние цели в практике и Жизни в целом
- как следствие – избавляется от болезней, вредных привычек, “проживания в пустую”
- поднимается на более высокую ступень духовного развития!
Как отмечается в древних трактатах и даже замечено на собственном опыте – даосские знания и их практика открывают в человеке источник внутренней силы. Это не просто положительно сказывается на общем самочувствии человека, но позволяет замедлить ход биологических часов и повернуть их вспять по пути молодости и долголетия.
Всё это, гармонично переплетаясь друг с другом, представлено в наших занятиях Тайцзи и Цигун в школе уданского ушу “Золотой Цветок”.
По всем вопросам проведения занятий обращаться по телефону:
+7(950)773-7435